Всё об асфальтировании / Дорожно-строительный дайджест

Обеспыливание автомобильных дорог

Обеспыливание автомобильных дорог

Обеспыливание дорог — комплекс работ по удалению с поверхности проезжей части дорог мелких пылевидных частиц (или их задержанию на поверхности), проводимый в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях и неукрепленных обочинах, с целью обеспечения нормальных условий движения транспортных средств.

Потребность в обеспыливании дорожного покрытия может возникнуть как в процессе содержания автомобильной дороги, так и на этапе ее ремонта и строительства новой дороги. Например, потребность в обеспыливании часто возникает в процессе холодного фрезерования старого асфальтированного покрытия, так как при измельчении асфальтобетона неизбежно образуются большие объемы мелкофракционной каменно-песчаной пыли.

Также обеспыливание может потребоваться на отдельных этапах строительства новой дороги, как то устройство земляного полотна и сооружение дорожной одежды. Например, при планировке поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала для дополнительного слоя основания, в сухую погоду производят обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с помощью поливомоечных машин, либо с помощью цистерн, оборудованных распределительными устройствами.

Причины пылеобразования на проезжей части автомобильных дорог

Образование пыли происходит в результате износа покрытия под воздействием транспорта в сочетании с погодно-климатическими условиями (долгое отсутствие атмосферных осадков и высокая плюсовая температура воздуха).

Пылеобразование в результате износа покрытия является наиболее актуальным для дорог с переходным и низшим типом дорожной одежды (т. е. для щебеночных, гравийных, грунтовых дорог). На дорогах с усовершенствованным типом дорожной одежды (с асфальтированным или цементобетонным покрытием), причиной пылеобразования может быть наличие неукрепленной обочины, а также регулярный въезд транспорта на такие дороги с примыкающих грунтовых и гравийных дорог. Погодно-климатические факторы способствуют образованию пыли в равной степени и на асфальтированных, и на гравийных, и на грунтовых покрытиях.

Основные способы обеспыливания дорожных покрытий

Все основные способы обеспыливания покрытий автомобильных дорог можно разделить на три типа:

  1. Механическое удаление пыли. К такому способу обеспыливания относится смывание пыли водой, сдувание воздухом, засасывание с помощью вакуумных устройств, а также удаление слоя пыли и продуктов поверхностного износа автогрейдерами, подметальными машинами с механическими щетками и другой техникой. Чаще всего механический способ удаления пыли применяется при обеспыливании дорог с усовершенствованным типом дорожной одежды (с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием).
  2. Смешение материалов покрытия с вяжущими и клеящими добавками. При смешивании обеспыливающего вещества с материалом покрытия (грунтом, щебнем, гравием, песчано-гравийной смесью и др.), удается на некоторое время остановить или существенно замедлить процесс образования пыли, а также удерживать существующую пыль на поверхности покрытия в связанном виде. Такой способ не актуален для обеспыливания асфальтированных дорог, но при этом активно используется для обеспыливания дорог с переходным и низшим типом покрытия (грунтовых, гравийных и др.), в виду того, что механическое удаление пыли не предотвращает их интенсивный износ и не устраняет основной источник пылеобразования.
  3. Поверхностная обработка или пропитка покрытия. Осуществляется путем распределения по покрытию связывающих, клеящих материалов и химических реагентов в жидком виде или в сухом виде с последующим увлажнением обработанного покрытия. Поверхностная обработка или пропитка покрытия с целью его обеспыливания осуществляется как с применением органических (битум, битумная эмульсия, нефтепродукты и др.), так и минеральных обеспыливающих материалов (хлористый кальций, хлористый натрий, хлористый магний, лигносульфонаты и др.).

Обеспыливание асфальтированных покрытий

Асфальтированные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой. При сухом обеспыливании пыль удаляется с помощью дорожных пылесосов (вакуумно-пневматической дорожной техники). Наиболее высокое качество очистки обеспечивают вакуумно-уборочные машины (подметально-уборочные машины с вакуумно-пневматической системой).

Обеспыливание грунтовых и гравийных покрытий

Высокая пылимость грунтовой, гравийной или щебеночной дороги означает увеличение затрат на ее обслуживание и содержание. При уменьшении доли мелкозернистого материала слой износа начинает разрыхляться, что приводит к появлению выбоин, колейности, выносу материала покрытия (грунта, щебня, гравия и др.) на обочины и в откосы. Так, в теплый сухой период, под воздействием дорожного движения, поверхность грунтовой дороги разрыхляется и мелкозернистый материал поднимается в воздух в виде пыли. Такая пыль может оставаться в воздухе в течение длительного времени и посредством ветра уноситься на дальние расстояния.

На необеспыленных дорогах с грунтовыми, гравийными, щебеночными, а также шлаковыми покрытиями, вследствие высокой запыленности и ухудшения видимости пропускная способность может снижаться более чем в 2 раза.

Обеспыливание автомобильных дорог с переходными и низшими типами покрытий продлевает срок их службы (особенно при использовании каменных материалов малой прочности) и значительно уменьшает запыленность воздуха, позволяя таким образом увеличить скорость движения, а, следовательно, пропускную способность дорог, повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую обстановку в прилегающих районах.

Обеспыливание щебеночных, гравийных, грунтовых и других дорог с переходным и низшим типом дорожной одежды может выполняться следующими способами:

  • увлажнение водой (применяется для кратковременного предупреждения пылеобразования);
  • обработка жидким битумом или битумной эмульсией;
  • обработка техническими лигносульфонатами;
  • распыление хлористого натрия, хлористого кальция, хлористого магния (бишофита) и других веществ, которые хорошо адсорбируют влагу из воздуха.

Увлажнение водой и поверхностная обработка (битумом, битумной эмульсией или лигносульфонатами) чаще всего применяется при содержании дорог, а распыление солей — в процессе ремонта и строительства новой дороги.

Обеспыливающие вещества

К наиболее часто применяемым обеспыливающим средствам относятся:

  • Хлористый кальций. Данный материал гигроскопичен и после растворения длительное время не испаряется, оставаясь в жидком виде. Это ключевой фактор для его применения при обеспыливании дорог. Хлористый кальций может применяться как в сухом, так и в жидком виде (в виде 30%-ного раствора).
  • Техническая поваренная соль (чаще всего ее применяют в виде 20…30%-ного раствора).
  • Техническая соль сильвинитовых отвалов (кристаллические отходы калийных производств).
  • Концентрированные рассолы (морская вода, лиманная вода, вода соленых озер и пластовые солевые воды).
  • Лигносульфонаты технические — кальциевые, натриевые, кальциево-натриевые, аммониевые и другие соли лигносульфонатных кислот (побочного продукта лесохимической промышленности образуемого при производстве целлюлозы). Технические лигносульфонаты применяемые в качестве обеспыливающего вещества представляют собой густую жидкость коричневого или темно-коричневого цвета.
  • Битумные эмульсии (анионные — ЭБА-3 и катионные — ЭБК-2, ЭБК-3).
  • Нефтяные дорожные битумы (медленногустеющие — МГ 40/70 и среднегустеющие — СГ 40/70).

Соблюдение мер экологической безопасности при обеспыливании дорог

Для уменьшения отрицательного экологического воздействия обеспыливающих материалов на придорожную почву, воду и растительность, они должны применяться в минимальном количестве, диктуемом условиями безопасности движения, с соблюдением режима и установленных нормативов обеспыливания.

Перед началом обеспыливания рабочие органы распределительных машин должны быть отрегулированы так, чтобы исключить попадание химических веществ за пределы проезжей части. Не допускается проводить обеспыливание дорог солями в мелкодисперсном состоянии (порошке) в пределах населенного пункта.

При пересечении рек, ручьев или других водных преград, участки дорог в пределах установленных водоохранных зон, а при их отсутствии, на участках дорог длиной по 100 м с каждой стороны от моста (трубы), а также участки, проходящие в зоне охраны питьевой воды и вдоль других водоемов, расположенных на расстоянии до 100 метров, обеспыливают только органическими вяжущими материалами в виде битума или битумной эмульсии. Применение обеспыливающих средств на участках, проходящих через водоохраняемые территории, другие охранные зоны, территории заповедников и заказников допускается только по согласованию с природоохранными органами.

Для контроля, за степенью загрязнения полосы отвода обеспыливающими материалами, в весенне-летний период производится наблюдение за состоянием растений, обращается внимание на их рост, наличие или отсутствие признаков отравления, появление или исчезновение индикаторных растений.

Фото по теме

Образование пыли на дороге Обеспыливание дороги битумной эмульсией Обеспыливание дороги хлористым кальцием Обеспыливание грунтового покрытия лигносульфонатом

Асфальтирование и дорожные работы по Киеву и Киевской области

Услуги по асфальтированию дорог, улиц, площадей и различных территорий. Проведение ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий, заделка трещин и профилактическая обработка дорог. Работы по содержанию автомобильных дорог в летний и зимний период (обеспыливание, уборка снега и др.).

Заказать «Обратный звонок»

Обратный звонок

Ваше имя

Ваш номер телефона

* Укажите ваше имя, ваш номер телефона и мы свяжемся с вами в течение часа